Оригинальное название: Все умрут, а я останусь Год выхода: 2008 Жанр: Драма Режиссер: Валерия Гай Германика В ролях: Полина Филоненко, Ольга Шувалова, Агния Кузнецова, Ольга Лапшина, Алексей Багдасаров, Инга Стрелкова-Оболдина, Клавдия Коршунова, Донатас Грудович, Татьяна Митиенко, Олег Семисынов
21 октября 2008 сразу в трех залах кинотеатра "Формула Кино Европа" состоялась премьера фильма "Все умрут, а я останусь" режиссера Валерии Гай Германики. Сюжет можно выразить одной небезызвестной фразой: «Начали за здравие, закончили за упокой». А если конкретнее, то все просто: три подруги с нетерпением ожидают школьной дискотеки, которую могут отменить из-за того, что одна из них рассорилась с учительницей. Они клянутся дружить и поддерживать друг друга, «пока не вырастут», но, судя по всему, взросление происходит слишком быстро, и к финалу больше нет коллективного «мы», - остается только три индивидуальных «я».
О фильме: Жизнь никогда не бывает легкой, особенно когда тебе четырнадцать лет. Но некоторым подросткам приходится иметь дело не только со своими внутренними переживаниями и комплексами и юношеским максимализмом, но и с жестокой окружающей действительностью. Три девятиклассницы - Катя, Вика и Жанна - самые обыкновенные девчонки из спального района Москвы. В понедельник они узнают, что в субботу в школе будет дискотека, первая в новом учебном году. Всю неделю они проживают, готовясь к этому главному в их жизни событию. Но Катя нагрубила учительнице - и дискотеку могут отменить… Всю неделю девочки пытаются найти общий язык со своими родителями, учителями, одноклассниками и в конечном счете друг с другом. Катя остается дома, а Вика и Жанна решают пойти, ведь они так долго мечтали об этом дне. Неожиданно для всех на дискотеке появляется и Катя. И этот вечер, которого они так ждали, принесет много неожиданностей, и каждую из героинь ждет еще один удар судьбы - тот самый, после которого заканчивается детство и начинается взрослая жизнь.
Но главное, что она не останавливается на сухой констатации жестокой реальности. "Все умрут, а я останусь" обладает вполне выверенной, почти классической композицией, вполне голливудской смотрибельностью и лишен излишне вычурного позерства записного арт-хауса. А в наличии пресловутой идеи произведения, о которой так не любит говорить Германика в своих дурашливых интервью, сомневаться не приходится.
Пронзительная финальная сцена, которая и раскрывает смысл названия этой на самом деле социальной драмы, готовит нам и давно не ощущаемый катарсис, и приговор всему мещанском укладу "районов-кварталов, жилых массивов". А не менее значимая в этом контексте фраза "Мама, папа, идите на х*й" (предсказуемо вызвавшая быдло-смех в кинотеатре) заставляет задуматься о том, что этот фильм стоило бы показывать всем родителям в дидактических целях.
Однако смотреть его, конечно, будут их дети, а люди старшего поколения будут лишь причитать на 15 минуте "Какой кошмар, позорят страну!" Можно долго спорить о том, что значит "позорить страну", но если это означает – показывать правду во всех ее проявлениях, то я, пожалуй, присоединюсь к кликушам и хулителям моей любимой родины.